Княжна Элиза (duchesselisa) wrote,
Княжна Элиза
duchesselisa

Categories:
  • Mood:

Великокняжеское имение Дюльбер





Вскоре после пышной свадьбы, которая состоялась 26 июля 1889 года в Петергофе, Великий князь Петр Николаевич заболел воспалением легких. Сырой и холодный климат северной столицы стал ему категорически противопоказан. Несколько лет он с женой и детьми жил на французской Ривьере, изредка летом приезжая в усадьбу Знаменка под Петергофом. Привыкнув к теплому климату, Великий князь решил купить для своей семьи поместье в России у Черного моря. Южный берег Крыма с его целебным морским климатом был идеальным местом для для лечения заболеваний туберкулезного характера. Петр Николаевич хотел построить дворец, который бы гармонировал с южной природой, татарскими постройками и мечетями.



Великий князь Петр Николаевич


Строительство дворца продолжалось с 1895 по 1897 год. Белоснежный дворец, возведенный на очень сложном в рельефном отношении участке, стал значительным успехом архитектора Н.П. Краснова. Здание, выполненное в арабо-сарацинском стиле из местного дикого камня с цементной штукатуркой под искусственный камень, и сегодня поражает всех истинным изяществом и комфортом. Когда заходило солнце, белокаменный дворец, окруженный высокими пирамидальными кипарисами, как-будто бы вышедший из сказок "Тысяча и одна ночь", неожиданно приобретал розоватый оттенок, а в лунные ночи он отливал серебром. Четыре купола разных форм, размеров и орнаментов украшали сказочные башни дворца. Все они были копиями каирских мечетей. Чтобы дворец не был похож на мечеть, вместо мусульманского полумесяца великий князь предложил Краснову украсить вершины куполов золотыми изделиями.

Имение Дюльбер окружала 3-х метровой высоты белая кирпичная стена. При въезде находился маленький вахтенный домик с высокой белой башней, похожей на минарет. Здесь несколько лет подряд встречал великокняжеское семейство вахтенный, татарин Шелиб, одетый в черную жилетку с золотым кружевом. Широкая площадка перед дворцом была покрыта мелким золотистым песком. Над центральным входом во дворец арабской вязью высечена выдержка из Корана : "Да благословит Аллах вошедшего сюда". Просторная прихожая была отделана каменной плитой, справа находилась изогнутая мраморная лестница. Возле главной двери стояла целая коллекция прогулочных тростей. Здесь же в прихожей лежала гостевая книга с великокняжеской монограммой, в которой гости вписывали свои имена. Из прихожей можно было пройти в большой центральный зал, в котором, после каждого приезда в Дюльбер, вся семья Великого князя служила благодарственную службу. Первый и второй этажи были соединены лестницей. На лестничных стенах висели изысканные немецкие гравюры в маленьких черных рамках, на которых были изображены лошади и сцены охоты. В южной части дворца на первом этаже находились центральная, голубая, арабская и королевская гостиные.






Придворный бал в центральной гостиной дворца

Центральная гостиная была самой большой из четырех на этаже. Три широких окна выходили во двор. У одного их них стояло пианино, привезенной в Дюльбер из усадьбы Знаменка. Посреди гостиной стоял огромный круглый стол, накрытый парчовой скатертью. На нем обычно лежала масса книг, газет и журналов. Когда семья приезжала в Дюльбер зимой, в этой большой гостиной ставили Рождественскую елку, которую с большим удовольствием наряжали все члены семьи. В центральной гостиной Дюльбера осенью 1911 года проходил большой великосветский бал. Императрица Александра Федоровна высказала пожелание устроить для родственников несколько балов в Крыму ради старших дочерей Ольги и Татьяны. Осенью 1911 года балы проходили в великокняжеских имениях Дюльбер и Харакс, а также в императорской Ливадии. Готовились к балу очень серьезно, владельцы имений продумывали все до мелочей, начиная с внешнего оформления дворца, танцевального зала, до сервировки стола, так как ужин был обязательной частью бала.



Великая княгиня Милица Николаевна


Всю мебель из центральной гостиной, где должен был проходить бал , вынесли. Маленькие игральные столики украсили дикорастущими растениями и цветами в горшках. Все окна, выходящие во двор, завесили прозрачными цветными гардинами, что делало фасад дворца особенно красивым вечером, когда зажигали свет в комнатах. От имени Великой княгини Милицы Николаевны гостям заранее посылались приглашения. В назначенный день в половине девятого вечера к Дюльберу съехались многочисленные гости, великие князья с женами и детьми, именитые соседи, живущие в Ялте и ее окрестностях. Сыну Великого князя Петра Николаевича и Милицы Николаевны, Роману, было тогда 15 лет, и этот бал стал его первым выходом в свет. Князь Роман Петрович открывал бал со старшей дочерью Николая II. Шестнадцатилетняя Великая княжна Ольга Николаевна была смущена не меньше юного князя, и когда он пригласил ее на первый танец, она умоляюще прошептала, чтобы он не вел ее в центр зала, а держался ближе к стене.


Те, кто не принимал участия в танцах, развлекался игрой в домино и карты в голубой гостиной, а в королевской гостиной Великая княгиня Милица Николаевна, хозяйка бала, занимала разговорами своих гостей. Среди них были княгини Зинаида Юсупова и Мария Барятинская, а также другие знатные дамы высшего петербургского света. Император Николай II и Александра Федоровна приехали на бал позже своих дочерей. Чтобы не привлекать к себе внимание и не отвлекать гостей, они вошли во дворец не через центральный вход, а через террасу.

Великий князь Петр Николаевич с сыном Романом, на правах хозяев бала, в перерыве между танцами пригласили гостей на званый ужин. В столовой около буфета они увидели своего родственника, брата великой княгини Марии Георгиевны, принца Кристофера Греческого, стоявшего с бокалом шампанского. Любивший шутки и розыгрыши младший сын великой княгини Ольги, королевы Эллинов, пил шампанское и отщипывал кусочки от большого торта. Подошедшие к нему Великий князь с сыном увидели, что молодой человек написал пальцем на сахарной пудре, которой был посыпан торт, слово "дурак" По-видимому, оно было одним из немногих русских слов, которые знал принц, имевший репутацию полиглота. Великий князь Петр Николаевич пошутил по этому поводу, сказав, что гости в его доме обычно пишут свои имена в книге для гостей, что лежит в прихожей.

Император Николай II несколько раз выходил из кабинета в ярко освещенную гостиную, где в непринужденной и веселой обстановке проходил бал. Он беседовал с гостями, любуясь танцующими дочерьми. Молодежь без устали танцевала и веселилась до полуночи.

Костюмированный бал и настольные игры в голубой гостиной


Голубая гостиная, очень красиво и уютно меблированная, занимала юго-восточную часть дворца. Она состояла из двух уровней. Более высокая часть образовывала тип широкого балкона с деревянным потолком, откуда в нижнюю часть гостиной вела красивая деревянная лестница. Внутренний балкон был покрыт голубым напольным ковром, который и дал название гостиной. В этой гостиной обитатели дворца обычно принимали гостей. У одной из стен гостиной стоял небольшой камин, который в холодные осенние и зимние дни согревал гостей и хозяев дворца. Сосновые шишки, которые бросали в огонь, разносили по комнате приятный смолянистый запах. В этой гостиной любила принимать гостей, родственников и друзей , княжна Марина Петровна, старшая дочь Великого князя. Частой гостьей Дюльбера была княжна Татьяна Яшвиль, искусная вышивальщица, получившая образование в Киеве. Ееизобразил в виде одного из поводырей художник М.В. Нестеров в картине "Святая Русь". Вышитые ею иконы находятся в нескольких православных храмах Америки, а большой эмалевый крест, изготовленный в ее мастерской, украшает ныне алтарь знаменитого собора святого Вита в Праге. Частенько заглядывал в Дюльбер и князь Феликс Юсупов. Он охотно одевался в смокинг, повесив через плечо гитару, которая делала его похожим на странствующего музыканта. Феликс любил блеснуть своим незаурядным музыкальным талантом.

Осенью 1913 года княжне Марине Петровне пришла идея устроить в Дюльбере костюмированный бал. Условием присутствия для каждого на балу было одно- костюм должен быть сшит и придуман самостоятельно, а не взят напрокат. Младшая сестра Марины Петровны, княжна Надежда Петровна, пришла на костюмированный бал, изображая вакханку, в старо-греческой одежде, с настоящими виноградными кистями в волосах. Ее брат, князь Роман Петрович, одетый в длинный халат со спрятанной на животе подушкой, с тюрбаном на голове и ниткой жемчуга на шее представлял важного магараджу. Вакханка и магараджа встречали гостей в прихожей, в которой их отец, спрятавшись за гардинами, тайком подсматривал за приходившими друзьями детей, посмеиваясь над их причудливыми и забавными нарядами. Княжна Татьяна Яшвиль изображала валькирию, Елена Лейхтенбергская представляла Аиду, а секретарь английского посольства пришел на бал в костюме греческого бога Аполлона. После веселых танцев в центральной гостиной, гости спустились в голубую комнату для ужина у горящего камина.





В большой и уютной гостиной любили проводить вечера за игрой в шахматы. и другие настольные игры обитатели дворца. Лучшим игроком все безоговорочно считали фрейлину Анну Александровну Пушкину, поразительно похожую на своего знаменитого деда. Анна Александровна с молодых лет состояла фрейлиной при Великой княгине Милице Николаевне. В ее обязанности входило сопровождение августейшей особы, присутствие на встречах и всех официальных церемониях. С 1914 по 1917 года А.А. Пушкина стала исполнять должность гофмейстрины при ее императорском высочестве. Гофмейстрина заведовала придворным дамским штатом и канцелярией великой княгини. одной из ее обязанностей было представление великой княгини дам, являвшихся на аудиенцию. Анна Александровна Пушкина, которую любили и уважали в великокняжеской семье, обладала великолепной памятью и эрудицией. У нее были редкие способности к литературе и языкам, она знала немецкий, французский, английский и итальянский.


В более высокой части голубой комнаты находилась дверь в королевскую гостиную, выходящую окнами в сад. В ней стояла новая мебель, обитая штофом в мелкий цветочек. Между окнами была дверь на балкон, который поддерживали два массивных каменных пилона. Балкон и пилоны покрывала королева лиан, вьющаяся глициния, наполнявшая весной во время цветения воздух пьянящим ароматом. В этой гостиной Великая княгиня Милица Николаевна обычно принимала своих самых близких гостей.





Семейные трапезы


Столовая находилась между бильярдной и гостиной. Летом к ужину стол часто накрывали в саду, но обед по сложившейся традиции всегда проходил во дворце. К обеду все приглашенные гости собирались в центральной гостиной, ожидая прихода хозяев. Из гостиной дети сопровождали своих родителей в столовую по арабскому коридору. Фрейлина Пушкина по этикету заходила в столовую через другие двери. Когда за стол садилась Великая княгиня Милица Николаевна, их высочество приглашающим жестом обращался к присутствующим присоединиться к ним. На красиво сервированном столе, украшенном цветами, часто подавали разнообразные копченые рыбы, грибы со сливочным соусом, мясной паштет, свежую икру. У каждого за столом было свое определенное место.



Личные комнаты старших членов семьи находились в южной части дворца и смотрели окнами на море. Комнаты детей смотрели на запад, на маленький холм. Северная часть дворца имела дополнительный этаж, который был занят кухней и комнатами слуг. От этой высокой постройки следовала дверь на крышу, где хранилась садовая мебель. Это место особенно любили дети. На крыше в теплые летние ночи они подолгу рассматривали звездное небо.


"Хозяева и гости дворянских имений Крыма"
Tags: романовы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments