Княжна Элиза (duchesselisa) wrote,
Княжна Элиза
duchesselisa

Categories:
  • Mood:

Фигуры котильона




«С флагами»

Кавалер-распорядитель и его дама, обходя, в разныя друг от друга стороны, круг танцующих, раздают им флаги разных национальных цветов. Получившие отыскивают себе пару и идут произвольным promenad’oм. Затем, по приглашению распорядителя, становятся в общий круг; движение влево, вправо и обыкновенный cbaine до своих. Общий promenade.

Фигура «Хлопушки»
(хлопушки с костюмами разных национальностей, как мужские, так и женские, или взамен этого только шапочки или головные уборы)

Начинают четыре пары (если есть восемь пар аксессуарных вещей); по окончании promenad’a кавалер выбирает даму, дама кавалера, и таким образом, составляется восемь пар; кавалер-распорядитель и его дама раздают эти хлопушки, и, когда все порвутся и явятся костюмы, то каждая пара отыскивает себе пару по национальности, составляют общий круг, затем дамы круг, кавалеры corbeille, и все на четыре такта подвигаются налево, после чего кавалеры выходят из-под рук дам и подвигаются налево, чтобы стать с левой стороны следующей дамы, и опять, подойдя под руки дам и составив таким образом снова corbeille, делают движение влево, на четыре такта. Это повторяется с каждой дамой до своей, после чего — общий promenade. При исполнении фигуры обязательно надо надеть доставшийся костюм.

Эту фигуру, правда, заранее подготовленную, исполняли и другим способом: когда все участвующие разбирали костюмы, то, сделав общий круг, каждая пара танцовала маленький отрывок национального танца: польская пара танцовала краковяк, тирольская — вальс a trois temps. Испанка и испанец танцовали bolero — espagnole и т. д. Выходило чрезвычайно эффектно. Но к этому исполнению надо много готовиться.

Фигура «Противоположные качества»

Начинают две, три или четыре пары, после небольшой прогулки; дамы выбирают по два кавалера, кавалеры — по две дамы. Выбранная пара определяет себе качества, напр. ветренность и постоянство; добрый и скупой; скрытный и откровенный и т. д., и с предложением этих качеств подходят к избранным. Чье название изберется — с тем и танцуют. Оставшийся танцует с предлагавшим.


Фигура «Пословицы»

Кавалер-распорядитель выписывает шесть или восемь пословиц, или поговорок, таких, где есть два существительных: одно — мужского, другое — женского рода, напр. «Не красна изба углами, красна пирогами», «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки». Женския существительныя выписываются для дам, мужския — для кавалеров, и раздаются по рукам. Кавалер-распорядитель громко читает пословицу; участвующие отыскивают подходящие существительные и танцуют вместе. Выбор фигуры предоставляется распорядителю.




Фигура «Рыбная ловля»

Танцующие дамы секретно снабжаются искусственными рыбками разных пород и уходят за приготовленныя ширмы, а за неимением их — за завешенную в рост человека дверь. Тогда кавалеры, в свою очередь, снабжаются удочками и идут promenad’oM один за другим, перед ширмами выстраиваются в одну колонну, один за другим, и, поочередно, забрасывают удочку через ширмы; дамы за ширмами, также поочереди, пристегивают рыбку к крючку удочки, и выведенная из-за ширм танцует со своим счастливым рыбаком. Дама, держась левой рукой, следует за кавалером; когда они таким образом обойдут круг, то останавливаются в другом конце залы. Следующия пары делают то же. Все, таким образом, выстраиваются в одну колонну и поднимают удочки, а дамы несколько отделившияся, поднимают рыбок, а последняя пара проходит под удочками, за ней следующая и т. д. Все пары, расходясь направо и налево, останавливаются в две линии vis-a-vis. Затем все дамы, отцепив рыбок от удочек, выходят на середину, идут попарно между собою, promenad’oм. Войдя снова в линию кавалеров, отыскивают своих кавалеров и с ними возвращаются на свои места.

Фигура «Большой сенсационный тур наездников»

Для этого тура необходимы восемь жокейских фуражек и восемь больших коней из бумаги, с отверстиями в спине для наездника и с поясами, чтобы было за что держаться. Восемь кавалеров садятся на этих коней и в такт музыки устремляются в залу. Коней делают обыкновенно так натурально, что действительно кажется, будто кавалеры едут верхом на лошадях, что производит большое впечатление на зрителей. Производится еще больший эффект, когда кавалеры подражают топоту лошадей, образуя кадриль. Восьми дамам раздают с надписями имен коней хлыстики, которыми они их подгоняют. Когда кадриль оканчивается, то дамы отыскивают коней, имена которых написаны на их хлыстиках и танцуют со всадниками.




Фигура «Все по мерке»

Для этого в высшей степени юмористического тура надевают белые с весьма длинными фалдами фраки, на спине которых обозначены доли метра различной длины. Каждая дама должна запастись свернутым метром, который можно развернуть настолько, чтобы он согласовался с какою-либо из мер, обозначенных на фраках кавалеров. После этого, как кавалеры станут в ряд, выступают дамы, подходят ближе и отыскивают такого кавалера, на спине фрака которого обозначена мера, согласующаяся с развернутою ею частью метра. Этот тур очень забавен и особенно оживлен, если в нем участвует большое число кавалеров, вследствие чего под конец вертятся в зале только кавалеры в белых фраках. Метр может пригодиться дамам и для домашняго обихода.

Фигура «Цветы»

Дама выбирает 2-х кавалеров, а кавалер двух дам и дают им название цветов, после чего дама с двумя кавалерами подходит к другой даме и предлагает выбрать один из цветков. Выбранный цветок танцует с выбирающей особой, а остальные между собой; кавалер поступает таким же образом, только подводит своих дам к кавалеру. Может танцевать неограниченное
число пар.

СВЕТСКИЕ ЦЕРЕМОНИАЛЫ В РОССИИ XVIII — начала XX в.
Tags: балы и маскарады
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments