Княжна Элиза (duchesselisa) wrote,
Княжна Элиза
duchesselisa

Category:
  • Mood:
  • Music:

Партия Никии


Анна Павлова в партии Никии


Балет "Баядерка" Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса был впервые показан 23 января 1877 года на сцене Мариинского театра. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина.

Популярность "Баядерки" превзошла по продолжительности «Петербургские когти». Спектакль удержался в репертуаре театров
до наших дней. Со времён Худекова право участвовать в «Баядерке» оспаривали лучшие танцовщицы и танцовщики. Партия Никии считалась у балерин особенно престижной. В разное время её передавали друг другу, как эстафету, даровитая А. Иогансон, блистательная Матильда Кшесинская, великая Анна Павлова, неповторимая Тамара Карсавина.


Е. Вазем "Баядерка"

О дебюте Иогансон в "Баядерке" 18 сентября 1884 года появилась неподписанная рецензия в "Петербургской газете". Неизвестный автор писал: "Трудный, тяжёлый шаг предстоял юной солистке нашего балета г-же Иогансон, выступившей вчера в первый раз в ответственной, капитальной роли Никии в балете "Баядерка". Воспоминания о создавшей эту роль г-же Вазем в её лучшее время не могло ещё изгладиться из нашей памяти любителей хореографического искусства".

Надо сказать, что трудность первого выступления для юной солистки усугублялась ещё тем, что первая исполнительница роли Никии присутствовала на спектакле. Правда, она весьма доброжелательно встретила свою преемницу и, как заметил автор рецензии, «от души аплодировала молодому поколению. Дебютантку-балерину вызывали после каждого действия, увенчали, как водится, лавровым венком и поднесли корзину и рог изобилия колоссальных размеров».

Не оставила без внимания газета и второе выступление А. Иогансон в этой роли. Рецензент писал, что исполнительница «с несравненно большей уверенностью и апломбом выдержала трудную и утомительную роль Никии от начала до конца», и подчёркивал незаурядность её выступления: "На нашей памяти ни одна, даже из более крупных хореографических звёзд, не выступала, подобно г-же Иогансон, после небольшого числа репетиций в таком цельном и ответственном балете, как "Баядерка"; незабвенная Муравьёва начала с одного только акта Пери, г-жа Вазем с первого акта "Наяды". Вполне сочувствуя молодому русскому таланту и уверенные, что г-жа Иогансон, с её богатыми данными, не остановится на полдороги, мы ещё раз повторим замечание наше, высказанное даровитой и симпатичной артистке после её первого дебюта в качестве балерины: необходимо посвятить труд и время на серьёзную, сознательную выработку мимической стороны, без которой настоящая балерина, призванная к созданию ролей, никогда не будет стоять на высоте своей задачи".

Матильда Кшесинская пишет:"В этом сезоне, 1900/901 года, я танцевала впервые возобновленный с новыми декорациями и костюмами балет «Баядерка», в 4 актах и 7 картинах, с апофеозом, на музыку Минкуса, либретто Худекова, в постановке М. И. Петипа. Первое представление было дано 3 декабря 1900 года в бенефис П. А. Гердта. Балет был очень красивый, и рецензии были очень лестные для меня.

Балет "Баядерка" я любила, в нем не только были интересные танцы, но и много мимических сцен, что давало мне возможность не только блистать танцами, но и мимикой. Действие балета происходит в Индии, во время праздника огня. Старик брамин собирается посвятить в главные баядерки красавицу Никию, роль которой я исполняла, и обещает ей все земные блага, если она разделит его чувства. Но Никия отвергает это предложение, потому что влюблена в молодого воина Солора, который обещал вырвать ее из рук брамина. Брамин подслушал этот разговор и донес радже, на дочери которого Солор должен был жениться. Узнав об измене своего жениха, дочь раджи призывает Никию к себе, и между ними происходит сцена ревности.




Во время праздника огня Никия должна танцевать. Ей подносят корзину с цветами, где была спрятана змея, и Никия умирает от ее укуса. Тень ее появляется в следующих сценах. Во время брачного пира дочери раджи с Солором вдруг раздается удар грома, происходит землетрясение и дворец рушится, погребая всех под его развалинами. Так сбывается предсказание Никии, что если Солор ее разлюбит, то понесет за это кару".


В. Трефилова. Никия



На премьере в 1877 году, Никия -Вазем сорвала аплодисменты блеском техники. Ее танец сравнивали с фиоритурами флейты, с пением Аделины Патти. Матильда Кшесинская, Екатерина Гельцер придали драматическую выразительность виртуозному танцу Никии. Согласно канонам романтического спектакля, там сталкивались два мира - реальный и фантастический. В "реальном" - все было неправдоподобно: баядерки могли сойти за девственных римских весталок, костюмы и танцы даже отдаленно не напоминали индийские.

Но этого никто не требовал.Великий брамин, стоя в правом углу сцены, наблюдал, как спускаются по ступеням нарисованного храма. То было шествие номер один. Наконец, в полумраке храма обозначился силуэт балерины, закрытой густым вуалем. Она простояла секунду, медленно сошла на сцену, остановилась в центре. Брамин, показав пантомимно, что его снедает преступная страсть, подошел и жестом фокусника в ударном номере, под tutti оркестра, снял с Никии покрывало.



Сразу же маскарад стал поэтичен. Никия, прямая, тонкая, устремила взгляд мимо брамина, вдаль. Потом, отвечая его жесту, склонилась. Гибкий и монотонный, как голос экзотического инструмента, полился танец. Он был молитвенно светел в дыме жертвенника, в сырой духоте джунглей. Подчиняясь колдовству, закружились факиры и баядерки. Великий брамин, подступив, прошептал святотатственное признание.

Никия подняла, протестуя, руку. Взглянула удивленно, серьезно, строго и глазами указала на небо.


Пляска раскидала факиров вокруг жертвенника. Над их темными телами склонились баядерки. Никия также протянула кувшин факиру, прислушалась к его шепоту и замерла, вся освещенная счастьем. Потом, отстав от других баядерок, она дождалась прекрасного воина. Он появился, стройный, рыцарственный, каких не бывает в жизни. В самом деле, разве можно было променять его немые клятвы на речи какого-нибудь господина во фраке c аккуратным пробором в волосах? Она ведь была из однолюбов. Только возлюбленный был многолик. Силой своей одержимости она, для себя и для всех, превращала его в единственного, вечно желанного.




Поэтому, когда царская дочь позвала баядерку предсказать судьбу, она пришла как равная, гордясь своим счастьем. А та не торопилась назвать жениха: водила по раззолоченному дворцу, кичилась нарядами и украшениями. Но темные глаза Никии рассеянно скользили. Она была занята своей думой, нежно улыбаясь всему. Тогда соперница подвела ее к изображению жениха, и она узнала...

-Нет! - воскликнули руки. Тело выпрямилось, напряглось.
-Нет, нет! - настойчиво, смятенно, яростно повторяла баядерка, и уже царевна стояла перед ней на коленях, моля о пощаде.

Никию остановили не мольбы. Словно что-то порвалось в сердце. Танцовщица медленно вскинула ладони, повернула их от себя. Баядерка презрительно отталкивала царевну. Трагический жест потряс балетных зрителей, громкая жалоба оркестра отозвалась в них ужасом и состраданием.




Шествие номер два было одним из шедевров Петипа. Участников хватило бы на добрую книжку сказок. Теснившаяся в кулисах толпа постепенно редела, торжественно располагаясь на сцене. Выходили группами, и каждая, рассыпаясь, как бы вплетала новый узор в живой ковер, ткущийся на глазах у публики. Белокуро -рыжие красавицы держали в руках попугаев. Чернокудрые словно помогали своей ленивой поступи взмахами вееров. Полуголые негры тащили корзины с цветами. Мулаты размахивали пиками. Воины в блестящих шлемах несли убитого тигра. Вносили и паланкин царевны: украшенная браслетами ручка подымала шелковую занавеску, ножка осторожно касалась земли, и дочь раджи направлялась к трону, опираясь на руку отца и сопровождаемая приближенной рабыней.



Затем появлялся герой праздника - воин Солор. Он въезжал на огромном бутафорском слоне, который пересекал сцену с помощью воинов, невольников, арапчат. Индия русского балета XIX века так же мало походила на настоящую, как непохожи были на Китай шалости французов XVIII века в духе chinoiserie. Все же она имела свое искусственное очарование. Охватив себя руками, так что синий плащ образовал глубокие складки, Никия вошла, почти вбежала на праздничную площадь, объятая нетерпеливой надеждой. Солор отвернулся, как отворачивается Альберт от Жизели, Феб от Эсмеральды. И в этот первый раз, как потом, безошибочно, всегда, жест возлюбленного ударил в сердце.




С баядерки сняли плащ, и она поняла, что должна танцевать. Вздох - и она взметнулась на пальцы, напряженно вытянулась, чтобы, мгновенно склонившись, прочертить на полу надломленную линию арабеска. Движение возобновилось в неровном, подчеркнуто сбитом на спаде рисунке: так трагическая актриса уводит в рыдание начатую возгласом фразу. Потом танцовщица метнулась в сторону - раз, другой,замирая на пальцах в участившихся вздохах аккордов, и, решившись, кинулась к группе у трона. Солор отвернулся снова.




Теперь это отшвырнуло Никию в воздух, а затем бросило наземь: в терминах классического танца ход состоял из jete entrelace на колено, port de bras, подъема на пальцы и арабеска. В зале вздрогнули, когда рабыня царевны протянула баядерке корзину цветов и та, предчувствуя гибель, закружилась, понеслась в бешеной, скачущей пляске. Остановясь с оборванной фразой оркестра, она вскинула корзину над головой. Потом усталым, покорным движением сорвала цветок, второй...и зашаталась, усилием тонких пальцев отрывая змейку, припавшую к плечу.





Великий брамин, ужасаясь, протянул спасительное лекарство... Никия покачала головой, слабея поднесла руку к небу, последний раз взметнулась на пальцы... Вздох или стон пронесся по сцене, эхом отдался в зрительном зале, когда Никия упала мертвой.



Фантастика вступала в свои права к третьему акту "Баядерки". Солору грезилась погибшая Никия в царстве теней. Танец теней в "Баядерке" - одна из вершин танца. Прыжки запутанны и сложны по сочетаниям, пируэты - в любых направлениях и позах, пассажи рассчитаны на беглость и выдержку.





Матильда Кшесинская. Воспоминания
В.М. Красовская "Анна Павлова"
Tags: балет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Recent Posts from This Journal