Княжна Элиза (duchesselisa) wrote,
Княжна Элиза
duchesselisa

Categories:

"Балет в обществе"



А.А. Оболенская


Успехи русского балета сделали это искусство до такой степени модным, что наши дамы увлеклись пируэтами и пуантами. На светских reunions одной из тем разговоров стало обсуждение баллона, элевации и твердости носка, и не в одной светской квартире отводится комната для классического экзерсиса!

Уже в течении нескольких лет ежегодно устраиваются великосветские балетные спектакли, которые привлекают внимание и пользуются успехом. Эти балетные спектакли тем существенно отличаются от всех прочих любительских спектаклей, что требует от исполнителей большой любви к делу, терпения и массы времени. Для этих спектаклей недостаточно четырех-пяти репетиций, а необходимо постоянное ежедневное упражнение под руководством опытной преподавательницы.

Устроительницей и балериной в этих спектаклях выступает княгиня Оболенская, урожд. кн. Урусова. Княгиня еще в детстве чувствовала влечение к хореографическому искусству и однажды, живя со своими родителями в Дрездене, едва умея писать, написала директору дрезденского театра, прося принять ее ученицей в балетную школу. Письмо это, разумеется никаких последствий не имело, но страсть к балету не проходила, и двенадцати лет княгиня уже выступая в качестве балетмейстера, сочиняя хореографические сценки, которые исполняются в деревне крестьянскими детьми.

Начав выезжать, княгиня выступила в балете "Фея кукол" на спектакле, устроенном во Флоренции графом Серистори. Позднее она проходила некоторые танцы под руководством своей подруги - артистки Императ. театра М.В. Пороховниковой, выступала на спектаклях у княгини Абамелек-Лазаревой и в благотворительных спектаклях Тенишевского училища.

Самостоятельно княгиня начала устраивать балетные спектакли с 1910 г., когда под руководством г. Чекетти был поставлен балет "Копелия". Сванильду танцевала сама княгиня, а роль Копелиуса исполнил г. Чекетти. В 1911 г. были поставлены балеты "Привал кавалерии" и "Искры любви". В 1912 г. под руководством артистки императорского театра Куличевской и Обуховой поставлены были два балета - "Волшебная флейта" и "Путешествующая танцовщица".





В дни приемов у княгини Оболенской репетиции происходят в квартире г-жи Соллогуб, внучка которой M-lle Циглер принимает участие в балетных спектаклях, все же остальное время репетиции происходят у княгини Оболенской. Просторная столовая представляет собою в это время не совсем обыкновенный вид. Столы убраны, стулья расставлены, по стенам убрано все, что может помешать танцующим, все, что может быть задето руками и развевающимися шарфами. Пол обильно посыпан канифолью.

Дамы репетируют в коротких летних платьях, лицеисты и правоведы приносят с собой летние кителя. Репетируют очень тщательно, но обыкновенно то, что на спектакле должно быть исполнено на пальцах (на пуантах), на вечерних репетициях делается на полупальцах, в виду того, что у каждой из исполнительниц есть еще своя учительница, с которой обрабатывается техническая сторона танца, а на общей репетиции важно для участвующих хорошо запомнить свое место, группы, переходы. Вечерние репетиции заканчиваются в 12 и даже в час ночи, и если мы удивляемся работоспособности балетных любительниц, то нельзя не подивиться и терпению барона Икскуля, квартира которого помещается под квартирой княгини.



Баронесса Розен и граф Лаленг


Из постоянных участников и участниц великосветского балета многие не раз отмечались в печати как оригинальные исполнители классических или характерных танцев. Для некоторых эти балетные спектакли сыграли большую роль и помогли найти свое настоящее призвание. Вопреки распространенному мнению, что в балетном искусстве можно добиться известной степени совершенства только при условии постоянного упражнения, начиная с 8-летнего возраста, - любительницы доказали, что при желании они могут оказаться полезными и в серьезной труппе.

Постоянными участницами великосветских спектаклей являются грациозная княжна М. Вяземская, M-lle Ободовская, M-lle Кох, отлично танцующая мазурку, сестры Заболотины, M-lle Маковская (дочь художника), M-lles Циглер, Тягина и гг. Навроцкий, Глазунов, Добужинский и другие.

Княгиня чужда новому направлению в области хореографии, но никогда не протестует против исполнения на своих спектаклях отдельных номеров в духе фокинских постановок, сама оставаясь верной классическому пируэту. Любовь княгини к балету удивительная, она все свои досуги отдает ему, постоянно работая. Свою любовь к балету она, шутя, объясняет теософическим соображением, что в одном из своих предыдущих существований княгиня была танцовщицей.


"Столица и усадьба"
Tags: аристократия, балет, оболенские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments