Княжна Элиза (duchesselisa) wrote,
Княжна Элиза
duchesselisa

Category:

История одного бала и одной картины



Костюмированный бал 5 февраля 1865 года был устроен княгиней Еленой Кочубей в честь Императора Александра II. Бал проходил в великолепном особняке Белосельских -Белозерских и был запечатлен на картине придворного художника М.Зичи.


Две юные красавицы-фрейлины блистали во время бала: подруги Мария Мещерская и Александра Жуковская. Обе были влюблены в великих князей, у обеих судьбы сложились печально. К сожалению, Сашу Жуковскую я на картине так и не увидела, а вот Мария Мещерская там есть и ее образ вызвал восхищенние современников: "Молодые великие князья не оставались равнодушными к их чарам и на всех балах много с ними танцевали. Так было, между прочим, на великолепном костюмированном балу, данном княгиней Кочубей в ее дворце, купленном с тех пор великим князем Сергеем Александровичем. Этот праздник в роскошных залах Белосельского дома мог поистине сравняться с самыми великолепными царскими приемами. Вся императорская фамилия на нем присутствовала. Marie Мещерская была облечена в прекрасный восточный костюм, весь белый с золотом, как нельзя лучше пригнанный к типу ее красоты и немного смуглому цвету ее плеч. На нее можно было заглядеться, она была движущаяся картина".






Саша Жуковская была в группе девиц, привезенных на бал великой княгиней Марией Николаевной. Между ними Катя Мещерская (ныне - графиня Клейнмихель), высокая, эффектная, с роскошными волосами, украшенными диадемой бриллиантовых лучей, изображала солнце, Евгения Максимилиановна - луну, Саша Жуковская - etoile du matin (вся в розовом тюле) и Мери Перовская - комету. Сама же великая княгиня, привезшая их, взяла на себя роль crepuscule.

Е.А. Нарышкина "Под властью трех царей". Для Елизаветы Куракиной это был очень памятный бальный сезон - последняя девичья бальная зима, летом 1865 года она стала Нарышкиной, служила при дворе, рвалась разделить участь императорской семьи в 1917 году, но помешала болезнь. В Тобольск, а затем в Екатеринбург ей попасть не удалось. Умерла Е.А. Нарышкина во Франции. Похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.



На тот бал пришел и известный мемуарист, С.Д. Шереметев: «В этом доме бывал я только на больших балах, когда Княгиня собирала весь город. Здесь был я и на костюмированном бале, на котором был двор и все общество. Из числа гостей двое только были некостюмированных: Граф Г.А.Строганов явился во фраке и белом галстуке, с пером за ухом, уверяя, что он изображает из себя современного литератора. Я был просто в полковом мундире. Помню В.И.Бибикову en bouquetiére [франц. цветочница] и Княжну Марию Элимовну Мещерскую в виде египетского сфинкса с одною яркою бриллиантовою звездою в волосах. Грусть и сосредоточенное, загадочное ее выражение как нельзя более шли к изображению сфинкса. Она произвела сильное впечатление. Тут же был и Князь Павел Петрович Вяземский в виде огра, в огромных сапогах с раструбами, за голенищами которых насованы были куклы, изображавшие детей. Он составлял свиту феи, которая была КнягиняЕ.Э.Трубецкая. На ней было коротенькое белое платье, плечи до невозможности обнажены, с жезлом в руках она выступала театральною поступью, покачивая головою…"

Интересно, что там же танцевала в русском костюме будущая жена С.Д. Шереметева, Екатерина Павловна Вяземская.






Е.П. Вяземская - в красном головном уборе и русском сарафане.



Именно этот костюмированный бал, состоявшийся в воскресенье 5 февраля 1865 г. запечатлен на акварели Зичи. Гости представляли персонажей сказок Шарля Перро. Изображена сцена прохода масок перед императорским семейством в Картинном зале дворца. Александр II входит в зал. Его встречает хозяйка бала, княгиня Е.П.Кочубей, стоящая справа от государя. За княгиней– граф А.А.Суворов‑Рымникский, санкт-петербургский генерал-губернатор. Правее него князь А.М.Горчаков и великие князья Николай Николаевич Старший и Александр Александрович. В процессии костюмированных гостей вслед за герольдом следует Фея– старшая дочь хозяйки княгиня Е.Э.Трубецкая (1834–1907), известная своими влиятельными салонами в Париже и Петербурге, «крошечная ростом, но исполин честолюбием».









В костюме Волка выступал граф И.А.Всеволожский (1835–1909), камер-юнкер, в будущем– директор Императорских театров и Эрмитажа. Он обращается к кавалеру в черном костюме и широкополой шляпе с красным пером– графу К.Ф.Литке (1837–1892), лейтенанту флота, адъютанту Константина Николаевича. Справа от него во фраке, с большим пером за ухом, представляет литератора граф Г.А.Строганов (1824–1878), морганатический супруг великой княгини Марии Николаевны. За ними стоит министр внутренних дел П.А.Валуев (1815–1890). Правее, одетый в черкеску, камер-юнкер князь М.С.Волконский (1832–1909), прослуживший ранее несколько лет на Кавказе, сын декабриста. Слева от него французский посол барон Ш. де Талейран-Перигор (1821–1896) и прусский посланник граф Г.Редерн (1804–1888). Выше, в очках, баварский посланник барон М.Перглер фон Перглас (1817–1893), справа от него– австрийский посланник граф Ф.Ревертера фон Саландра (1827–1904).









В паре с Всеволожским идет в костюме Красной Шапочки баронесса А.Н.Мейендорф (1842–1922). За ее спиной (с вуалью, заколотой сверкающим полумесяцем) светлейшая княжна Евгения Максимилиановна (1845–1925). Перед нею стоит ее мать, великая княгиня Мария Николаевна. Справа, спиною к зрителю и повернув голову влево,– великая княгиня Екатерина Михайловна.









Перед нею на первом плане справа две фрейлины: в костюме египетского сфинкса– княжна М.Э.Мещерская (1844–1868), серьезное увлечение которой великим князем Александром Александровичем в те дни в петербургском свете не являлось секретом, и графиня М.Б.Перовская (1845–1890). В центре на переднем плане, в греческой тунике,– графиня О.Э.Шувалова (1838–1869), дочь хозяйки бала. Справа от нее, в украшенном цветами платье,–В.И.Бибикова (1847– после 1908), двоюродная сестра хозяйки. К ним обращается одетый в костюм Арлекина штаб-ротмистр Д.Н.Васильчиков (1838–1873), кавалергард.










За ними, в костюме Коломбины, баронесса Е.Е.Мейендорф (1843–?) и в русском платье и красном девичьем венце–княжна Е.П.Вяземская (1849–1929). Левее на первом плане, в голубом платье с накинутой алой шубкой,– графиня Е.И.Суворова-Рымникская (1839–?).








За нею, в шотландском костюме с треуголкой, фрейлина графиня А.А.Суворова-Рымникская (1844–1927). В левом углу композиции, в домино с черной венецианской маской,– графиня М.С.Стенбок-Фермор (1839–1912). За ними, в платье с черным, отделанным золотым позументом, корсажем и желтой юбкой,– графиня О.И.Гендрикова (1836–1904).









Выше них, у правого края композиции, помещена тучная фигура князя П.П.Вяземского (1820–1888), действительного статского советника, председателя комитета иностранной цензуры, камергера, облаченного в пышный костюм сказочного огра-людоеда.








Справа от него, в костюме Синей Бороды,–князь И.М.Голицын (1835–1896). С ним в паре идет Н.М.Половцова (1843–1908), жена статского советника А.А.Половцова (воспитанница барона Штиглица и внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича). Правее, в костюме Кота в сапогах,– граф Д.А.Бенкендорф (1845–1919). Над ним, в восточном костюме, княгиня Е.Г.Волконская (1838–1897), жена князя М.С.Волконского.










Выше князя Вяземского– датский посланник барон Отто фон Плессен (1816–1897). Над ним– статский советник А.А.Половцов (1832–1909). Ближе к центру наблюдают за процессией князь В.А.Долгоруков (1804–1868), шеф жандармов, и обер-гофмейстер И.М.Толстой (1806–1866), директор Почтового департамента. Выше, за дамой с черной маской, стоит сын хозяйки бала князь К.Э.Белосельский-Белозерский (1843–1920), корнет Конногвардейского полка. Ближе к процессии– великие князья Владимир Александрович и Константин Николаевич.
Tags: аристократия, балы и маскарады
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments