?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




В 1779 году я впервые написала королеву в светлом придворном платье; она была в расцвете своей юности и красоты. Мария-Антуанетта была высока и превосходно сложена, будучи довольно полной, но не чрезмерно. Ее маленькие руки и ноги были превосходны, а походка королевы была лучшей во всей Франции. Кожа королевы была настолько прозрачной, что на нее не ложилась тень и я не могла запечатлеть ее надлежащим образом. Не хватало красок, чтобы запечатлеть оттенки, присущие лишь сему чарующему лицу.

Во время первого сеанса королева были настолько любезна со мной, что весь мой страх рассеялся.

После этого я начала работать над портретом королевы в атласном платье и розой в руке. Этот портрет был предназначен для ее брата, императора Иосифа II. И королева заказала еще две копии - одну для императрицы России, другую для своих комнат в Версале или Фонтенбло.

Я написала много разных портретов королевы. На одном из них она была изображена в бледно-оранжево-красном платье, стоя перед столом, на котором лежали цветы и стояла ваза. Обычно королева дарила такие портреты своим друзьям или иностранным послам. На одном из таких портретов королева была изображена в соломенной шляпке и белом муслиновом платье, рукава которого слегка приподняты. Когда эта работа была выставлена в Салоне, озлобленные люди не преминули сделать замечание о том, что королева была изображена в ночной рубашке. Тем не менее, несмотря на все это, портреты пользовались огромным успехом.






Мне очень повезло заслужить благосклонность королевы, а когда она узнала, что я неплохо пою, то нередко во время сеансов мы пели дуэтом арии Гретри. Королева обожала музыку, но нужно сказать, что не была хорошей певицей.

Однажды мне пришлось пропустить сеанс, так как почувствовала себя дурно. На следующий день я поспешила в Версаль, чтобы извиниться. Королева не ждала меня; она собиралась на прогулку и подходя к дворцу я заметила, что ее карета уже подана. Несмотря на это я поднялась наверх, чтобы поговорить с дежурными камергерами. Один из них, г-н Кампан, принял меня с холодно и надменно: «Это было вчера, мадам, Ее Величество ожидала вас, а теперь я уверен, что она уезжает и не будет сегодня мне позировать!». Я ответила, что приехала только выслушать приказания Ее Величества о следующем сеансе, после чего он доложил обо мне. Королева была в своих покоях. Она завершала свой туалет и держала книгу в руке, слушав, как ее дочь повторяет урок. Мое сердце быстро билось, потому что я знала, как виновата. Но королева ласково посмотрела на меня и сказала: "Я прождала Вас вчера все утро. Что с Вами произошло?"

"Мне стыдно признаться, Ваше Величество, но я так плохо себя чувствовала, что не смогла приехать. Сейчас я приехала только чтобы услышать Ваши пожелания относительно следующих сеансов, после чего я незамедлительно удалюсь" - объяснила я.

"Нет, нет, не уходите" - сказала королева. "Я не хочу, чтобы Вы проделывали столь дальний путь напрасно. Я дам Вам сеанс.

Я была в таком замешательстве, что неловко открыла свой ящичек и все мои кисти посыпались на пол. Я наклонилась, чтобы собрать их, но королева опередила меня и помогла поднять кисти.

Когда королева отправилась в Фонтенбло, где двор собрался, чтобы предстать в своем полном блеске, я тоже была приглашена и наслаждалась увиденным. Я видела королеву в ее величественном платье; она вся была усыпана бриллиантами, и, когда яркий солнечный свет падал на нее, она представляла собою ослепительное видение. Она гордо несла голову на своей красивой греческой шее и ступала так величественно, что походила на богиню среди нимф.






Последний сеанс королева дала мне в Трианоне, где я писала ее большой портрет с детьми. Я очень боялась за эту картину, но несмотря на опасения, она получила признание. Когда король Людовик XVI посетил выставку и увидел мою работу, он признался мне: "Я ничего не понимаю в искусстве, но Вы заставляете меня любить его".


В последний раз я видела королеву во время придворного бала и заметила, как молодые придворные люди отказывали королеве, приглашавшей их на танец. Поведение этих молодых людей показалось мне оскорбительным и совершенно неправильным, это была прелюдия к серьезным потрясениям. Революция надвигалась.



Мадам Элизабет


За исключением графа д'Артуа, чей портрет я никогда не делала, я последовательно рисовала всю королевскую семью - королевских детей; Месье, брата короля, впоследствии Людовика XVIII; Мадам Руаяль; графиню д'Артуа; Мадам Элизабет. Черты этой последней принцессы не были правильны, но ее лицо выражало нежную приветливость, и свежесть его была замечательной. В ней было что-то от прелестной пастушки. Она была ангелом добра. Много раз я была свидетелем ее деяний милостыни во имя бедных. Все добродетели были в ее сердце: она была снисходительной, скромной, сострадательной, преданной. В дни революции она проявляла героическую храбрость: ее видели, собирающейся встретиться с разъярённой толпой , которая пришла убивать королеву. Принцесса отправилась к ним, сказав: "Они поймут меня за Королеву!"

Я написала также портрет принцессы де Ламбаль. Не будучи очень красивой, она обладала хрупкой миниатюрностью и элегантностью, у нее были мягкие черты и белокурые локоны. Несчастный конец этой принцессы хорошо известен и свидетельствует о ее преданности Королеве. (Memoirs of Madame Vigée Lebrun)


Принцесса де Ламбаль

Comments

( 15 letters — Leave a comment )
serg_was
Jan. 9th, 2018 02:58 pm (UTC)
СПАСИБО ЗА ЦЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ!
Как всегда интересно читать объективную информацию.
duchesselisa
Jan. 9th, 2018 05:12 pm (UTC)
Пожалуйста!
pravoslavnaa
Jan. 9th, 2018 03:07 pm (UTC)
Очень интересно читать исторические мемуары ,когда они написанны живым языком .
duchesselisa
Jan. 9th, 2018 05:12 pm (UTC)
Ну насчет языка Вы меня перехваливаете) Это очень любительский и недостаточно вычитанный мой перевод фрагментов мемуаров на русский язык)
melanyja
Jan. 9th, 2018 06:59 pm (UTC)
Обстановка была такая, что как бы королева себя не вела, её бы осуждали
duchesselisa
Jan. 10th, 2018 07:59 am (UTC)
Французскую революцию я знаю похуже, чем нашу, но думается, что там был сценарий очень похожий на наш.
Инна Музафарова
Jan. 9th, 2018 08:02 pm (UTC)
ооочень интересно и познавательно...
duchesselisa
Jan. 10th, 2018 07:59 am (UTC)
Я рада)
virginian
Jan. 10th, 2018 05:05 am (UTC)

Эх, какая шея тонкая...

duchesselisa
Jan. 10th, 2018 07:56 am (UTC)
Аристократия)
lavande_la
Jan. 10th, 2018 07:34 am (UTC)
я очень люблю ее мемуары читать, получается только кусочками, но хочу раздобыть книгу, должна же быть книга?
duchesselisa
Jan. 10th, 2018 07:56 am (UTC)
у нас выходила очень давно и только часть воспоминаний о России, остальное публиковалось на французском и английском.
kot_genealog
Jan. 12th, 2018 11:46 pm (UTC)
Элиза, признаюсь, что здесь, в Вашем блоге, прочитал эту заметку с самого начала, и восхитился ею - равно как и другими Вашими заметками (в частности, как отметил в комменте на "Ру-Ройялти" - другими заметками с воспоминаниями Виже-Лебрен).
Откровенно поражает сходство революций во Франции и в России: начиная от ставшей смертельной давки в день коронации, и продолжая злословием придворных в адрес монаршей четы, но более всего - жены монарха. Признаться, весьма удивило, что придворные (!) отказывались танцевать с королевой (!)- поразтиельно
duchesselisa
Jan. 13th, 2018 12:41 pm (UTC)
Рада, что переводила не напрасно)

Действительно, между этими двумя революциями очень много общего, думаю, наши даже не особо выдумывали - просто раскроили все по старым лекалам, только в жестокости и кровопролитии все же французов очень превзошли.
kot_genealog
Jan. 13th, 2018 02:18 pm (UTC)
Вы очень-очень ненапрасно переводили этот текст. ;)

Жестокости было много, и жестокости изуверской - тоже (особенно, если правильно понимаю, в Париже - читал описание расправы с принцессой де Ламбаль). Но революцию во Франции все же творили буржуа - думаю, это хотя бы отчасти сказывалось некоторым, хотя бы минимальным смягчением.

Поражает меня то, как в обеих странах правящую монаршью чету предали ближайшие родственники, причем предали заранее - всячески обзлословливая их клеветой и тем самым подрывая доверие населения к монарху и его жене. В обоих случаях революции были искусственными, спровоцированными силами, желавшими прийти к власти - и пользовавшимися поддержкой некоторых членов правивших династий.
( 15 letters — Leave a comment )

Profile

romantic
duchesselisa
Княжна Элиза

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com